Елена (n_elena) wrote,
Елена
n_elena

Category:

Карелия/ Беломорские петроглифы (Залавруга) - Кемь - Рабочеостровск

Беломорские петроглифы (Залавруга). Кемь. Рабочеостровск
Беломорские петроглифы (Залавруга)
          Покидаем Беломорск и едем в местечко под названием "Залавруга" посмотреть наскальные рисунки эпохи неолита. Едем к низовью реки Выг.
Река Выг:
          Выг - одна из наиболее крупных рек Карелии. Она образует целую водную систему, включающую верхний Выг, озеро Выгозеро и нижний Выг. У города Беломорска река впадает в Сорокскую губу Белого моря.
          А мы едем к устью реки, где всего в 9-ти километрах от Беломорска расположен заповедник "Беломорские петроглифы" (в том числе и наша Залавруга):
           Некогда место это было труднодоступным. Многочисленные острова, покрытые тонким слоем почвы и заросшие лесом, стремительные протоки, маленькие речки и ручьи представляли собой настоящий лабиринт с запутанными ходами и выходами. Нынче же территория Беломорских петроглифов сильно изменилась. В результате строительства Беломорско - Балтийского канала, двух гидроэлектростанций и плотины нижнее русло реки Выг высохло, и теперь по этому руслу до петроглифов можно добраться пешком.
           Без проводника отправляться в путь не стоит - можно заблудиться или, того хуже, попасть под с сброс воды из водохранилища. О спуске воды предупреждает сирена. Услышав вой сирены, можно не сомневаться в том, что ровно через десять минут мощный поток воды пронесётся по высохшему руслу реки; вода быстро заполнит само русло, низины и впадины; территория, на которой находятся петроглифы, будет затоплена, и только самые высокие её места станут островками (Залавруга в их числе).
* * *
           Обычно к петроглифам добираются по высохшему руслу реки, усеянному валунами. Но мы выбрали другой путь - через лес ( шёл моросящий дождь и наш гид предложила не мучиться переходом по мокрым скользким камням).
          Чтобы попасть на лесную тропу, ведущую к петроглифам, переходим речную протоку по останкам моста времён строительства Выгостровской ГЭС (построена в 1961 году):
          Заходим в лес.
          Лес красив. Подножие его покрыто и мхом и травой. Деревья- сосна,ель,берёза.
          Под мелким частым дождичком топаем по лесной тропинке, и через полтора-два километра - мы у цели. Перед нами потрясающий фантастический пейзаж - огромные гладкие каменные поляны, окаймлённые чудесной растительностью и деревьями. Вообще непонятно, как здесь, на гранитных плитах, почти при отсутствии почвы, умудряются вырастать деревья. Это чудо!
           Эти плиты появились на поверхности Земли три миллиарда лет назад.
           На каменных площадках повсюду рисунки древних людей. Но, с первого взгляда найти их не так просто - тысячелетия не прошли даром. Чтобы в шероховатостях камня распознать петроглиф, требуется терпение и внимание. Занятие это очень и очень увлекательное. А ленивым и нетерпеливым - гид в помощь. И ещё. Успех "охоты" на петроглифы во многом зависит от времени суток, освещения и погоды.
           Для сохранения петроглифов по всей территории Залавруги над плитами устроены невысокие деревянные подмостки. Предназначены они для посетителей, - по ним экскурсоводы водят организованные группы туристов. С этих подмостков в дождливую погоду мало что можно разглядеть. Для нас сделали исключение - разрешили ходить по камням (но очень аккуратно).
           Петроглифы на Залавруге были обнаружены 50 лет назад при постройке водохранилища.
           Возраст петроглифов, указанный на схеме, уже не актуален. По последним данным, самым древним наскальным рисункам около 6,5-7 тыс. лет.
          Непосредственно на Залавруге люди не жили. Скорее всего, и охотились где-то в других местах. Сюда же они приходили из поселений, следы которых обнаружены неподалёку. Приходили и возвращались вновь и вновь; наносили всё новые и новые рисунки на протяжении многих десятков и сотен лет. Залавруга была для них местом особенным. Можно только догадываться, зачем и для чего оставляли они на камнях изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков.
    Для желающих совершить путешествие во времени и насладиться бытом и нравами людей, чьи наскальные рисунки нынче можно увидеть на Залавруге, даю ссылку на правдивое повествование (и лишь от части выдумку) писателя и этнографа А.М. Линевского:
нажимаем на картинку и читаем
научно-фантастическую повесть "Листы каменной книги"
Теперь - фотографии петроглифов, которые я буду сдабривать выдержками из повести Линевского:
Охотник и лоси
     "Все предвещало близкую весну... Настало короткое время охоты за лосем по насту.
     Братья давно с нетерпением ожидали этой поры. На капюшоне каждого охотника стойбища торчало лосиное ухо — знак, что охотник принят в братство Лося, покровителя и, по поверью, предка рода. Бэй и Льок еще не были приняты в братство, потому что для обряда посвящения нужна была свежая кровь сохатого. Хотя никто не корил братьев за то, что на их голове не красовалось лосиное ухо, но Бэй считал это постыдным для себя.
     Вот почему он от зари дотемна бродил в эти дни по лесу, выискивая следы лосей."
Слева - ритуальный танец перед охотой; В центре - фигура доброго шамана - "пляшущего человечка" (есть версия, что это изображение женской фигуры, материнского начала. ); Справа - группа лыжников!
По краям- охотники с луком; в центре - фигура злого шамана (слева от него знак, который истолковывают по разному: как его жезл, как охотничий капкан или как обозначение Луны или Солнца и даже какого-то летательного аппарата. Под этим знаком - извивающаяся змея)
Слева и в центре - лодка, охотники на лыжах, лось/олень; Справа - гусь
     " .... и вдруг до его слуха откуда-то сверху донесся еле слышный знакомый звук. Льок поднял голову... Сомнений не было - это летели гуси. Льок радостно засмеялся. Чтобы приманить семгу - выбивают изображение семги, чтобы приманить гусей — он выбьет на скале гуся.
     Надо спешить, пока не взошло солнце. В назначенное время охотники пришли на островок. Они с удивлением увидели, что на скале, подле огромной ступни Роко, появился большой, толстоклювый и длинношеий гусь.
     Льок, указывая на новый рисунок дубинкой, сказал: — Пусть каждый охотник метнет в птицу мою дубинку. Кто попадет сейчас, тот не промахнется и на охоте. — Так делали наши старики! — воскликнул Нюк, один из самых старых охотников. — Откуда Льок узнал этот обычай? — Это духи его научили, — ответил другой старик. — Кто кроме нас, мог знать об этом? "Пусть верят, что духи", — подумал Льок."
Слева - три изумительных по исполнению, огромных лося; Справа - изображение лыжни. Лыжный след, оставляемый охотниками, различен по начертанию. Сплошной отрезок лыжни означает, что охотники съезжают по склону. Четко обозначены и следы от лыжных палок. Кстати, на Залавруге изображения человека на лыжах самые древние в Европе .
Слева - ловля рыбы с лодки + изображение рыбы; Справа - охотники на лыжах.
      "Два дня охотники чинили лыжи, распаривая их и вставляя в правилку. Те, у кого лыжи были ненадежными, делали новые. Женщины плели большие кошели из бересты, привязывали к ним широкие ремни, чтобы ношу было удобно нести на спине.
     На третий день утром охотники на лыжах двинулись в дальнюю дорогу... Шли один в затылок другому. Лыжи идущих позади легко скользили по накатанному следу, зато переднему приходилось трудно — он прокладывал лыжню по снежной целине. Поэтому время от времени передний круто сворачивал в сторону, пропуская мимо себя всех лыжников, и последним бежал за ними.
      На другой день к вечеру охотники увидели на скале столб, сложенный из камней.
     Охотники приостановились. Старый Нюк вышел вперед, чтобы принести благодарность киту — предку рода, который милостиво накормит своих потомков мясом. Потом двинулись дальше, уже не смея проронить ни слова. "
Слева- сцена коллективной охоты на белуху; Справа вверху - кит-белуха; Справа внизу - миграция оленей
     "...поздней весной тучей вылетает из осиновых и ольховых рощ овод, страшный бич оленей. Оводы прокусывают шкуру животных и откладывают в ранки яички. Вскоре там выводятся белые червячки — личинки оводов, которые въедаются под кожу несчастного оленя. Животное не знает ни минуты покоя от нестерпимого зуда.
     Спасаясь от укусов маленьких крылатых врагов, олени, собравшись большими стадами, возвращаются из лесов в тундры. Впереди вожак, позади самки с детенышами, по бокам самцы, чтобы защищать более слабых от недобрых спутников стада, голодных волков, — так идут олени, пробиваясь сквозь чащу лесов, переплывая широко разлившиеся весной реки.
     Время перекочевки оленей сулит людям богатую добычу. Беспомощные в воде, сгрудившиеся на узкой полосе мелководья, олени десятками падают под ударами копий и дротиков охотников. А это значит, что в селении будет много мяса, мягких шкур для одежды и постелей, сухожилий для самоловов и луков, жил для шитья."
Слева - если присмотреться, то можно различить изображение лодки, рыбы, змеи; Справа вверху - охота на оленей; Справа внизу - есть версия, что это выбитый след копыта оленя (а, может быть, символ бесконечности?)
     "Льок нередко подолгу лежал на скале, словно ящерица, греющаяся на солнце. Однажды он забрался на островок поздним летом и, по обыкновению, пошел к скале. Вода, скрывавшая веснами большую часть скалы, теперь спала. Льок вскрикнул от удивления — на красном граните белел рисунок рыбы.
     ... Льок наклонился и потрогал изображение рыбы пальцем. Поверхность рисунка была шероховатая из-за мелких выбоинок, потому-то она казалась матовой, хотя вся скала ослепительно блестела под лучами солнца. Юноша очень удивился — кто мог сделать рисунок семги?
     Спросить у кого-нибудь из жителей стойбища он не смел. Сюда, на этот остров, привозили на вечное изгнание тех, кто нарушил обычай племени. Никому из сородичей не разрешалось приходить сюда. .. "
Вверху слева - раненый стрелок из лука; Вверху справа - похоже, что это олень . Внизу - сцена деторождения (роженица раскинула руки, между ног видна пуповина тянущаяся к младенцу).
          Изображение роженицы меня поразило своим сходством с Рожаницей в наших русских вышивках. Не сомневаюсь,что между ними есть прямая связь, что роженица Залавруги перекочевала с гранитных скал на одежду русских женщин:
(Рожаница – женский оберег; олицетворяет женское животворящее начало и великое таинство природы, символизируют женское плодородие)
          И ещё о рождении и "роженицах". В своей повести Линевский описывает любопытный обряд перерождения, т.е. приобщения чужаков (иноплеменников) к своему роду/племени:
    - Чтобы быть нашими сыновьями, - ответил старик, - тебе и брату надо снова родиться. Мы согласны на это!
    - А как это сделать? - пробормотал Бэй. - Ты понимаешь? - спросил он брата.
    -Льоку тоже было непонятно, как можно вновь родиться взрослому человеку?
    Несколько дней спустя братья поняли, почему так смешно было людям приютившего их селения.
    В первую же ночь полнолуния молодежь засуетилась вокруг стойбища. Собирали хворост, ломали еловые ветви и относили на полянку за селением. Вскоре там выросла большая куча валежника и хвойных веток, у которой собрались все жители стойбища. Старый Кру привел сюда братьев.
    - Похоже на то, что будут жечь костры? - с недоумением сказал Бэй, следя за приготовлениями.
    Появились две женщины, одетые в широкие, длинные рубахи. Обе они, крича и охая, словно от боли, влезли на кучу ветвей. С громким смехом присутствующие сели вокруг. Четыре старухи подошли к Льоку и Бэю, показывая руками, что надо раздеться.
    - Злые духи съели их разум, что ли? - удивился Льок. - Разве...
Но закончить ему не пришлось, женщины повалили его на снег и быстро раздели. Бэй поспешил раздеться сам. Потом старухи поползли на четвереньках к куче хвороста, поясняя знаками, что братьям надо сделать то же самое.
    - Делай, как они показывают, - поеживаясь от холода, пробормотал Льок, - значит, это нужно!
    Так братья вслед за старухами добрались до двух лежащих на хвое женщин. Кру издали крикнул им, что надо вползти в широкий ворот рубах женщин и головой вперед вылезти из-под одежды «рожениц».
    Под оглушительный хохот всего стойбища нырнули Льок и Бэй под одежду женщин и выползли наружу. Старухи тотчас подхватили братьев, положили на оленьи шкуры, завернули их и плотно обвязали ремнями.
    - Вот мы и новорожденные! - крикнул Льок брату. - Теперь, чего доброго, нас станут кормить материнским молоком.
    Так и случилось. «Младенцев» с пением и веселыми криками понесли в стойбище. Потом толпа ушла, оставив Льока и Бэя на попечение их «матерей», которые принялись кормить «новорожденных» грудью.
    - Неужели мы долго будем младенцами? - спросил брата Бэй. - Пропадем с голода.
    К счастью, «младенчество» продолжалось только до утра. Утром Кру пришел за братьями, развязал ремни, стягивавшие их, и сказал:
    - Теперь вы сыновья нашего рода. Когда научитесь нашему языку, мы посвятим вас в охотники.
          На роженицах остановлюсь. Вообще наскальных рисунков на Залавруге множество; за одно посещение осмотреть это богатство невозможно. К тому же, Залавруга - это только часть большого комплекса. Рядом с ней расположены не менее интересные группы петроглифов - "Бесовы следки" и "Ерпин Пудас". Но осмотреть их мы уже не успеваем - пора ехать в Кемь!
* * *
Кемь и Рабочеостровск
Кемь
          Кемь - старинный поморский город. Первое письменное упоминание о Кемском посаде имеется в древних актах Соловецкого монастыря. В 1450 году Кемь, как поместье новгородской посадницы Марфы Борецкой было пожертвовано ей в вотчину Соловецкому монастырю.
(Кемь. 1916г. /Прокудин-Горский)
          Город Кемь некогда был значительным портом по отправке в центральную Россию рыбы и пушного зверья.
           Маленькая Кемь, находясь на самой окраине государства Российского, не раз стояла на пути вражеских полков и всегда была готова к защите рубежей Отечества. Её сжигали дотла, грабили, уничтожали, а она вырастала вновь.
           Во все времена в Кемь стекались богомольцы, а ныне к ним добавились и туристы. Отсюда они отправлялись и отправляются на Соловки. Кемь - самый короткий путь до Соловецкого острова (45 км.).
Кемский залив:
           В 30-е годы город был местом ссылки опальных граждан многонационального Союза. Многие семьи были высланы в Кемь вслед за родственниками, находившимися здесь же, в Кемском лагере. Среди них было немало москвичей и питерцев. Как правило, это были люди высокой культуры, образованные. С их появлением город зажил насыщенной культурной жизнью. Местное население относилось к ссыльным очень доброжелательно, принимало в свои дома, размещало и помогало им.
          В приветливости кемлян мы убедились сами. В краеведческом музее города работают исключительно приятные и доброжелательные люди. Любому зашедшему к ним по случаю и без случая, они рады. Расскажут не только о достопрмечательностях края, но и помогут сориентроваться на местности; подскажут, где можно перекусить без ущерба для здоровья, где переночевать и какая дорога ведёт туда, куда надо.
Лучшее, что есть в Кеми из построек, - это потрясающей красоты Шатровый Успенский собор (построен в 1717 году; посвящён победе над шведами в Северной войне):
Собор возведён без единого гвоздя
* * *
          И...о женщинах:
Кемлянки
     "В Кеми встретились мы... в первый раз с типом обычного на нашем севере в летнюю пору в высшей степени характерного женского города. Весь мужской персонал, способный работать, отправляется в марте или апреле на Мурман, и возвращаются они не ранее сентября или октября. Матери, жены и дочери остаются на местах, что нисколько не мешает им отваживаться в открытое море, когда и на чем угодно, и прибрежное дитя еще в люльке готовится быть моряком, не знающим страха и вскормленным неприветливым морем, так как матери-кормилицы берут с собою ребяток в лодки и укладывают спать на носу или на корме. Смелы кемлянки до безумия, и нередко тонут они даже в городском пороге, но эти безвременные жертвы не влияют ни на общий строй жизни, ни на личные характеры. Тонут так тонут, кричат так кричат, и кричат же кемлянки невообразимо, потому что говорить попросту в Кеми нельзя, и обыкновенная речь заглушается вечным голосом вечного порога." (К.К.Случевский)
Кемлянки в Соловецком монастыре
     " - Правда ли, что вы сажаете под замок кемлянок?
      - Истинная. Как их не сажать, от них разврат один!
Вопрос этот я задал монахам, потому что кемлянки, содержащие почтовое сообщение от Кеми до островов Соловецких, просили моего знакомого, приехавшего с ними, исходатайствовать им у монахов позволение остаться на свободе, что оказалось невозможным.
     - Они грешить сюда ездят... Ради одного соблазну. Сколько этих случаев было - и не перечесть! Теперь мы решили, чтобы их под замок беспременно. Только явится из Кеми лодка, приезжающих богомольцев - в гостиницу, а кемлянок-гребщиц в другое место и на ключ. Так до самого возвращения, потому им воли нельзя дать. У нас леса, поля. Они сейчас туда, и давай смущать души грешные. Другому бы так и в голову не пришло, а как убережешься, когда они сами лезут. Сколько про нашу святую обитель из-за них дурной славы пошло. В Архангельском был я раз, там мне про них тоже хорошо напели. И такие ли бабы бесстыдные! Запрешь их -- они в окна уйдут, а то и дверь сломают...
     - Неужели всех их запираете?
     - Какие почтой ходят - всех. Нельзя иначе!"
(В.И. Немирович-Данченко. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами)
           Вот такие они, кемлянки :)
* * *
Рабочеостровск  (12 км.от Кеми)
          Рабочеостровск - посёлок; до 1933 года назывался Красный остров, а еще ранее - Попов остров.
          Поселение было основано в 1888 году, когда в Кеми открылся Лесопильный завод. Организовали его архангельские купцы. Место было выбрано не случайно - бухта у Попова острова очень удобна для захода судов, которые могут подплывать прямо к берегу. Поселение было соединено с Кемью узкоколейкой, по которой пускали вагонетки с лесом.
           В 20 - 30 годы в Рабочеостровске находился пересыльный пункт СЛОНа. Отсюда заключенных переправлял на Соловки.
          Рабочеостровск это, конечно, не Рио-де-Жанейро. Здесь не место для любителей комфортного отдыха. Рабочеостровск это неприглядные некрашеные дома и полуразвалившиеся сарайчики. И, казалось бы, ничего кроме скуки этот заброшенный уголок внушить не может, но мне он пришелся по нраву. Здесь иная красота - красота, которая не глазу является, а проникает прямо в душу. Её можно только почувствовать, уловить как дуновение свежего ветерка, как запах луговых трав и цветов. Есть здесь некая сила, которая притягивает. Вольно здесь.
           Рабочеостровск это ещё и место, где снимали фильм "Остров". Место для съёмок подбирали долго. Несколько киношных экспедиций колесили по всей Карелии в поисках подходящей натуры. Рабочеостровск обнаружили совершенно случайно. Подошло всё: и пейзаж, и море с островками, и полузаброшенные постройки.
           Знала бы страна, что есть такой посёлок Рабочеостровск, кабы не кино! После выхода фильма места эти подверглись невероятному нашествию любопытствующих туристов. Но по прошествии нескольких лет интерес угас, поток паломников иссяк и посёлок зажил своей обычной жизнью. Теперь пришлые люди здесь - большая редкость.
           Мы сразу узнали место, где снимался фильм. Узнали и церквушку. Идём туда. Идём по берегу залива...
          Ещё издали мы увидели двух косарей близ церквушки. Увлёкшись работой, они не сразу нас заметили. Когда же заметили, один из них стал махать рукой, давая понять, что приглашает нас зайти. Звали его Виктор (так он представился). Он - вольный отшельник. Он единственный человек, который нынче приглядывает за церковью и монашествует в этом месте. Соловецкий монастырь предлагал ему покровительство, но он отказался, потому как ВОЛЯ ему дороже! Мы стали извиняться за незваный визит. В ответ же он произнёс слова, которые мог сказать только верующий человек. А сказал он,что не мы к нему пришли - Бог нас к нему привёл, и значит мы люди не случайные. Много чего интересного он нам поведал и о съёмках фильма, и о чудесных явлениях, которые случаются в этой церквушке. Рассказчик он от Бога. А какой прекрасный у него русский язык, заслушаться можно!
           Церковь, за который присматривает вольный отшельник Виктор:
           Раньше это был заброшенный барак без крыши. Для съёмок фильма барак подлатали, сделали крышу, надстроили купол. Получилась церковь. После съемок монахи её освятили, и теперь это настоящая церковь.
          Вольный отшельник сам обустроил алтарь,
          и бережно хранит киношный инвентарь - домовину.
* * *

"Пусть наш Север кажется беднее других земель, пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны..."
(Н.К.Рерих)

           Наш путь на Север окончен. Теперь - возвращаемся домой, в первопрестольную. По дороге заедем в Белозёрск, Рыбинск и Мышкин. Но сначала пару дней отдохнём на турбазе "Большая медведица" и заедем в Вытегру посмотреть на настоящую подводную лодку .
Subscribe

  • "Счастливые люди"

    "Счастливые люди" - четырехсерийный документальный фильм о быте жителей таежной деревушки на Енисее. Впервые посмотрела его этим летом. Фильм…

  • "Три прекрасные женщины" Вадима Роже

    Вадим Роже (он же Вадим Племянников) - французский актер, кинорежиссер, продюсер и публицист. Сын русского аристократа и французской…

  • С Днём Победы!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments